КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым.


Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение (табл. 25).
Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески (рис. 115). В отдельных операциях используют и прямые стамески.
Рассмотрим на примерах технику и приемы выполнения контурной резьбы. Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок карандашом по шаблону или копируют его с оригинала.
Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород — липе, осине, а затем после приобретения навыков — на более твердых. Работать следует стоя, так как это дает большую свободу движения. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие.
Резьба косячком (табл. 26). Резьба выполняется в два приема — надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки.
Надрезав линию с одной стороны,приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная полоска — «соломка», а на заготовке получается двухгранная выемка.
Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резачки с маленьким углом заточки клинка.Ножом-косячком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его во все стороны.
При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными — это необходимо для большей выразительности рисунка и формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утоньшения линии, а выход к поверхности и заужение делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине выводят обязательно пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.
Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками.
Рассмотрим приемы резьбы небольшой розетки (рис. 116). Круглой стамеской надрезают лепесток. Лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской и заканчивают надрез отлогой стамеской.
Этими операциями надрезают все лепестки розетки, а подрезку контура делают более отлогими стамесками. Все лепестки подряд подрезают сначала средней стамеской, а затем отлогой.
Резьба линий крупных орнаментом полукруглыми стамесками и уголками. В домовой резьбе линии н технике контурной резьбы можно получить полукруглыми стамесками с высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этиими инструментами линия представляет собой полукруглую выемку на плоскости древесины.
Двухгранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами-уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как их можно поворачивать и менять угол наклона, что расширяет маневр движения резчика.
Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок (рис. 117). В этом случае стамески должны быть особенно острыми. Следует также непременно учитывать строение слоев древесины.
Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.
Освоив отдельные приемы выполнения контурной резьбы, можно резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере.
Чеканка фона. При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона (рис. 118), т. е. фон режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок, что лучше выявляет рисунок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *